Уникальные музейные артефакты, о которых забыли, а потом снова нашли
Посетители музеев всегда видят только часть музейной коллекции, а большинство артефактов по разным причинам хранятся в запасниках. Порой в запасниках так много экспонатов, что даже самые уникальные и редкие экземпляры исчезают среди ящиков и пыли – музейщики о них просто забывают.
Но случается, что в запасниках находят и заново открывают давно забытые артефакты. Именно о них и пойдёт речь в этом обзоре.
Когда Национальный музей Шотландии занялся пересмотром своих египетских коллекций, старший куратор нашел что-то необычное. В течение почти 80 лет в закромах музея лежал нераспечатанный бумажный пакет. Он был прислан в 1940-х годах с примечанием, что его содержимое было изъято из гробницы в Египте. В пакете оказался кусок ткани, которую вначале даже не смогли развернуть, насколько она была хрупкой и сухой.
Для того, чтобы предотвратить повреждение ткани, ее увлажняли и постепенно разворачивали в течение почти 24 часов. После того, как артефакт удалось развернуть, увиденное превзошло все ожидания. Это был погребальный саван, на котором был изображен бог Осирис. Расшифровав иероглифы, ученые установили, что в саване был погребен ранее неизвестный сын Монтсофа, важного чиновника, который умер в 9 г. до н.э. Т.е., савану более 2000 лет.
Один из древних инструментов изменил мнение ученых о человеческой эволюции. В 1859 году французские шахтеры нашли кремневый топор. Пара геологов, Джозеф Прествич и Джон Эванс, заинтересовались находкой и сфотографировали артефакт перед изъятием его из земли. В то время эксперты считали, что люди живут на Земле всего лишь несколько тысяч лет. Однако топор был обнаружен среди костей мамонта и шерстистого носорога. Это было первым твердым доказательством того, что человечество как минимум на пару тысяч лет старше.
Сегодня считают, что данному инструменту около 400 тысяч лет, но при этом другие открытия давно уже «переплюнули» его возраст. Например, старейшие известные инструменты были обнаружены в Эфиопии и датируются примерно 2,5 миллионами лет. Но именно топор Прествича-Эванса опроверг предположение, что человечество является молодым и не эволюционирует. После того, как Прествич умер в 1896 году, топор был включен в его коллекцию артефактов, которые были подарены музею естественной истории. Только в 2009 году исследователи вновь обнаружили топор в запасниках музея.
У статуи римского императора Траяна ( 98-117 г.г. н.э.) была очень неприглядная судьба с момента ее обнаружения. В течение 1980-х годов бронзовую статую нашли в раскопках римской крепости в Болгарии. Кандидиана существовали с второго по седьмой век нашей эры и входила в сеть римских укреплений по дороге вдоль Дуная. Несмотря на то, что статуя была очень тщательно проработана, она никогда не была выставлена публично. Также скульптура была сильно повреждена, возможно, в ходе варварского нападения, которое разрушило Кандидиану.
Куски статуи были доставлены в Национальный музей истории Болгарии, после чего про них благополучно забыли. В течение многих десятилетий части хранились на полу лаборатории музея между другими экспонатами. В 2016 году кто-то обратил внимание на разбитую статую императора и понял, что эта работа до сих пор была неизвестна миру. К сожалению, музей не имеет средств, чтобы восстановить «Траяна».
Корабль, на котором Чарльз Дарвин, отправился в свою знаменитую экспедицию по сбору образцов, назывался «Бигль». Путешествие натуралиста длилось с 1831 по 1836 годы, а среди собранных им образцов были 16 яиц шоколадного цвета, которые Дарвин нашел на территории современного Уругвая. Считалось, что эти яйца были утеряны. По крайней мере, до тех пор, пока Лиз Веттон не решила на добровольных основах в одиночку каталогизировать коллекцию яиц в Зоологическом музее Кембриджского университета.
Поскольку она работала только несколько часов в неделю, для того, чтобы перебрать тысячи яиц, ей потребовалось 10 лет. В итоге она нашла странное яйцо темно-коричневого цвета, на котором было написано «Ч. Дарвин», а на оболочке были рваные трещины. Веттон думала, что музею известно о яйце, но никто не знал, что это такое. Кураторы в итоге проследили его происхождение до «Бигля» с помощью профессора зоологии XIX века Альфреда Ньютона, который был другом Дарвина (оказалось, что Ньютон писал о Дарвине и упомянул это яйцо, которое было упаковано в слишком маленькую коробку и было повреждено во время плавания).
В Музее естественной истории Карнеги одна из витрин регулярно привлекает посетителей. Внутри находится 150-летняя диорама, показывающая картину льва, атакующего человека на верблюде. Во время недавней реконструкции было обнаружено, что в чучелах животных есть… части их скелетов. А при компьютерной томографии человеческого манекена обнаружился еще более жуткий факт — внутри головы человеческой фигуры скрывался настоящий человеческий череп. Это стало шоком, потому что ранее считалось, что фигура в натуральную величину сделана полностью из искусственных материалов.
Когда в 2016 году в Лондонском музее Гарден ремонтировали пол, рабочие обнаружили съемный бетонный блок. После того, как плиту подняли, под ней обнаружились ступеньки, ведущие вниз к таинственной комнате. Спустившись вниз, они увидели 20 гробов, на одном из которых лежала митра архиепископа. Впоследствии обнаружилось, что пять гробов принадлежали бывшим архиепископам Кентерберийским, которые занимали эту должность в течение XVII века, а самым знаменитым из них был Ричард Бэнкрофт.
Ученый из Шотландии сэр Тимоти Клиффорд решил провести свой отпуск в 2002 году в музее Купер-Хьюитт (Нью-Йорк). Когда он перелистывал сотни чертежей, то обнаружил эскиз канделябра, сделанный мелом. Он был просто помечен как «итальянский, примерно 1530-1540 годы». К счастью, Клиффорд был экспертом по итальянскому Ренессансу и понял, что этот эскиз размером 43 х 25 сантиметра был сделан не кем иным, как Микеланджело. Купер-Хьюитт приобрел его у музея вместе с пачкой других чертежей в 1942 году всего за $ 60. Сегодня эскиз оценивается более чем в $ 10 миллионов.
Старое письмо из архива Лувра заинтересовало современных специалистов. Письмо было написано куратором Музея декоративного искусства с просьбой о помощи в идентификации примера возможной исламской архитектуры. Куратор упомянул сводчатую структуру и приложил описательные чертежи и номер партии. Так называемое «Мамлюкское крыльцо» было перевезено в Лувр в 2004 году 300 отдельными блоками. Потребовались года исследований, чтобы понять его происхождение.
В XV веке в Каире предводитель мамлюков построил эту своеобразную камеру из камня при входе в свой дом. Это «крыльцо»-прихожая было разобрано в 1887 году и отправлено во Францию, где его экспонировали на Всемирной выставке два года спустя. Дополнительные рисунки, сделанные в Каире французским архитектором до перевозки структуры, помогли реконструировать 4-метровое крыльцо, украшенное цветочным орнаментом.
Но случается, что в запасниках находят и заново открывают давно забытые артефакты. Именно о них и пойдёт речь в этом обзоре.
Уникальный саван мумии
Когда Национальный музей Шотландии занялся пересмотром своих египетских коллекций, старший куратор нашел что-то необычное. В течение почти 80 лет в закромах музея лежал нераспечатанный бумажный пакет. Он был прислан в 1940-х годах с примечанием, что его содержимое было изъято из гробницы в Египте. В пакете оказался кусок ткани, которую вначале даже не смогли развернуть, насколько она была хрупкой и сухой.
Для того, чтобы предотвратить повреждение ткани, ее увлажняли и постепенно разворачивали в течение почти 24 часов. После того, как артефакт удалось развернуть, увиденное превзошло все ожидания. Это был погребальный саван, на котором был изображен бог Осирис. Расшифровав иероглифы, ученые установили, что в саване был погребен ранее неизвестный сын Монтсофа, важного чиновника, который умер в 9 г. до н.э. Т.е., савану более 2000 лет.
Топор Прествича-Эванса
Один из древних инструментов изменил мнение ученых о человеческой эволюции. В 1859 году французские шахтеры нашли кремневый топор. Пара геологов, Джозеф Прествич и Джон Эванс, заинтересовались находкой и сфотографировали артефакт перед изъятием его из земли. В то время эксперты считали, что люди живут на Земле всего лишь несколько тысяч лет. Однако топор был обнаружен среди костей мамонта и шерстистого носорога. Это было первым твердым доказательством того, что человечество как минимум на пару тысяч лет старше.
Сегодня считают, что данному инструменту около 400 тысяч лет, но при этом другие открытия давно уже «переплюнули» его возраст. Например, старейшие известные инструменты были обнаружены в Эфиопии и датируются примерно 2,5 миллионами лет. Но именно топор Прествича-Эванса опроверг предположение, что человечество является молодым и не эволюционирует. После того, как Прествич умер в 1896 году, топор был включен в его коллекцию артефактов, которые были подарены музею естественной истории. Только в 2009 году исследователи вновь обнаружили топор в запасниках музея.
Неизвестная статуя Траяна
У статуи римского императора Траяна ( 98-117 г.г. н.э.) была очень неприглядная судьба с момента ее обнаружения. В течение 1980-х годов бронзовую статую нашли в раскопках римской крепости в Болгарии. Кандидиана существовали с второго по седьмой век нашей эры и входила в сеть римских укреплений по дороге вдоль Дуная. Несмотря на то, что статуя была очень тщательно проработана, она никогда не была выставлена публично. Также скульптура была сильно повреждена, возможно, в ходе варварского нападения, которое разрушило Кандидиану.
Куски статуи были доставлены в Национальный музей истории Болгарии, после чего про них благополучно забыли. В течение многих десятилетий части хранились на полу лаборатории музея между другими экспонатами. В 2016 году кто-то обратил внимание на разбитую статую императора и понял, что эта работа до сих пор была неизвестна миру. К сожалению, музей не имеет средств, чтобы восстановить «Траяна».
Яйцо с «Бигля»
Корабль, на котором Чарльз Дарвин, отправился в свою знаменитую экспедицию по сбору образцов, назывался «Бигль». Путешествие натуралиста длилось с 1831 по 1836 годы, а среди собранных им образцов были 16 яиц шоколадного цвета, которые Дарвин нашел на территории современного Уругвая. Считалось, что эти яйца были утеряны. По крайней мере, до тех пор, пока Лиз Веттон не решила на добровольных основах в одиночку каталогизировать коллекцию яиц в Зоологическом музее Кембриджского университета.
Поскольку она работала только несколько часов в неделю, для того, чтобы перебрать тысячи яиц, ей потребовалось 10 лет. В итоге она нашла странное яйцо темно-коричневого цвета, на котором было написано «Ч. Дарвин», а на оболочке были рваные трещины. Веттон думала, что музею известно о яйце, но никто не знал, что это такое. Кураторы в итоге проследили его происхождение до «Бигля» с помощью профессора зоологии XIX века Альфреда Ньютона, который был другом Дарвина (оказалось, что Ньютон писал о Дарвине и упомянул это яйцо, которое было упаковано в слишком маленькую коробку и было повреждено во время плавания).
Неожиданные останки человека
В Музее естественной истории Карнеги одна из витрин регулярно привлекает посетителей. Внутри находится 150-летняя диорама, показывающая картину льва, атакующего человека на верблюде. Во время недавней реконструкции было обнаружено, что в чучелах животных есть… части их скелетов. А при компьютерной томографии человеческого манекена обнаружился еще более жуткий факт — внутри головы человеческой фигуры скрывался настоящий человеческий череп. Это стало шоком, потому что ранее считалось, что фигура в натуральную величину сделана полностью из искусственных материалов.
Мертвый архиепископ
Когда в 2016 году в Лондонском музее Гарден ремонтировали пол, рабочие обнаружили съемный бетонный блок. После того, как плиту подняли, под ней обнаружились ступеньки, ведущие вниз к таинственной комнате. Спустившись вниз, они увидели 20 гробов, на одном из которых лежала митра архиепископа. Впоследствии обнаружилось, что пять гробов принадлежали бывшим архиепископам Кентерберийским, которые занимали эту должность в течение XVII века, а самым знаменитым из них был Ричард Бэнкрофт.
Меловый эскиз стоимостью $ 10 миллионов
Ученый из Шотландии сэр Тимоти Клиффорд решил провести свой отпуск в 2002 году в музее Купер-Хьюитт (Нью-Йорк). Когда он перелистывал сотни чертежей, то обнаружил эскиз канделябра, сделанный мелом. Он был просто помечен как «итальянский, примерно 1530-1540 годы». К счастью, Клиффорд был экспертом по итальянскому Ренессансу и понял, что этот эскиз размером 43 х 25 сантиметра был сделан не кем иным, как Микеланджело. Купер-Хьюитт приобрел его у музея вместе с пачкой других чертежей в 1942 году всего за $ 60. Сегодня эскиз оценивается более чем в $ 10 миллионов.
Мамлюкское Крыльцо
Старое письмо из архива Лувра заинтересовало современных специалистов. Письмо было написано куратором Музея декоративного искусства с просьбой о помощи в идентификации примера возможной исламской архитектуры. Куратор упомянул сводчатую структуру и приложил описательные чертежи и номер партии. Так называемое «Мамлюкское крыльцо» было перевезено в Лувр в 2004 году 300 отдельными блоками. Потребовались года исследований, чтобы понять его происхождение.
В XV веке в Каире предводитель мамлюков построил эту своеобразную камеру из камня при входе в свой дом. Это «крыльцо»-прихожая было разобрано в 1887 году и отправлено во Францию, где его экспонировали на Всемирной выставке два года спустя. Дополнительные рисунки, сделанные в Каире французским архитектором до перевозки структуры, помогли реконструировать 4-метровое крыльцо, украшенное цветочным орнаментом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
В наших музеях, библиотеках, археологических экспедициях, артефакты просто исчезают…
Но мистически возникают на западных аукционах, или в коллекциях.
- ↓
0
А сколько еще подобных артефактов
- ↓
0
Спасибо!
- ↓